Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2






"Знания! Честь! Преданность Отчизне!"

Проблемы с освоением учебной программы за 1-й класс

Ребенок-первоклассник практически не осваивает образовательную программу по состоянию здоровья. Родители отказываются обследовать ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии. Как поступить школе?

Если проблема с обучением ребенка возникает действительно из-за позиции семьи, то образовательная организация обязана сообщить о сложившейся ситуации в органы, осуществляющие защиту прав детей (комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства).

Родители (законные представители) несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования (ст. 63 Семейного кодекса РФ, п. 1 ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ). Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке (ст. 65 Семейного кодекса РФ). Действующим законодательством предусмотрена семейно-правовая, административная и даже уголовная ответственность родителей в случае ущемления прав и законных интересов детей.

Право на образование в Российской Федерации является одним из неотъемлемых конституционных прав граждан, само же образование рассматривается законом, прежде всего, как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства (п. 1 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ). Поэтому ненадлежащее поведение родителей, обязанных заботиться об обеспечении прав ребенка в области образования можно приравнять к отказу от попечения. В таком случае на должностных лиц образовательных организаций, которым стало известно о данной ситуации, возлагается обязанность сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (п. 1 ст. 122 Семейного кодекса РФ).

В содержании обращения в уполномоченные органы целесообразно дать развернутую характеристику сложившейся ситуации с ребенком, представить психолого-педагогический анализ, описать поведение родителей, меры, предпринятые образовательной организацией. Органы по защите прав детей, являясь органами власти, обязаны рассмотреть обращение по существу и дать образовательной организации ответ в течение месяца.

 

На пороге экзаменов

Наступило время экзаменов. Тысячи выпускников становятся участниками ЕГЭ. Безусловно, каждый из них рассчитывает на высокие баллы, что повышает уровень волнения и самих участников, и их родителей. Для повышения шансов на успех множество сил было брошено на подготовку к экзаменам.
На что же нужно обратить внимание сейчас, когда экзаменационные испытания стали особенно актуальны? На что обратить внимание выпускников, их родителей и педагогов, чтобы прожить наступающий непростой период наиболее успешно?
Наши несложные советы помогут читателю сориентироваться в необходимом направлении.

1. Взрослым не следует преувеличивать значение экзаменов в жизни ребенка, равно как и то, что ребенку самому не нужно драматизировать тему экзаменов. Постарайтесь сосредоточить внимание выпускника на мысли, что период экзаменационных испытаний – это не только волнения и переживания, но и приобретение нового, а потому бесценного, личного опыта.
2. Накануне экзамена уделите внимание тому, чтобы выпускник хорошо отдохнул. Не стоит тратить оставшиеся часы перед началом экзамена на суетливое и, по большому счету, бесполезное времяпрепровождение за повторением информации. Будет лучше, если ребенок посвятит это время любимым занятиям, спорту, увлечению, общению с близкими людьми.
3. Подумайте и обсудите все возможные варианты дальнейшего развития ситуации. Например, если количество полученных баллов будет меньше ожидаемого. Дайте возможность ребенку рассказать о его планах при таком условии.
4. Совместно ознакомьтесь с требованиями, которые предъявляются к участникам экзамена и порядку его проведения. Особое внимание обратите на наличие у выпускника мобильного устройства. Конечно, в век информационных технологий и скоростей, даже незначительное по времени отсутствие доступа к сотовому телефону или Интернету, непривычно и раздражающе. Однако порядок проведения ЕГЭ категорически запрещает иметь при себе подобное устройство. И даже если ребенок не собирался воспользоваться техникой для поиска ответов или других запрещенных действий, то доказать это будет трудно. Объясните ребенку, что несколько часов без любимого смартфона, айфона или айпада в период экзамена, будут оправданы в любом случае.
5. Уточите у ребенка, нуждается ли он в том, чтобы утром вы проводили его в пункт проведения экзамена (или встретили после). Не навязывайте свою помощь и заботу, но покажите готовность поддержать своего любимого выпускника. Порадуйте его каким-нибудь подарком, любимым блюдом или иным сюрпризом. Пусть волнение от ожидания экзамена будет скрашено.

И последнее, на чем хотелось бы завершить эту тему и обратиться к взрослым. Помните, что Ваши личные страхи и волнения в большинстве случаев превышают беспокойство выпускника. Поэтому постарайтесь взять себя в руки и не дать собственным переживаниям взять верх над здравым смыслом.
Всем большой удачи! 

Режим дня ребенка

Крайне рекомендуются всем родителям очень серьезно отнестись к режиму дня. Это крайне важно – вместе с ребенком выработать необходимый режим, чтобы он смог в дальнейшем сам распределять время: на учебу и игры, а также прогулки. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок понял с первого дня учебы, что занятия дома – это ответственная работа, что гулять можно, только когда все уроки сделаны.

Сделать это достаточно просто. Примерно за месяц до начала занятий в школе детей необходимо переводить на новый режим дня. Если ребенок ходил в садик – особых проблем не будет. А вот если ребенок был дома, либо он уже не первоклассник и от души отдохнул на каникулах, вставать в 7 утра ему может быть крайне тяжело. Поэтому приучайте его заранее.

В первой половине дня рекомендуется занять ребенка чем-либо полезным. Это поможет выработать у него чувство ответственности. И когда придет время ходить на уроки, для него это будет достаточно безболезненно. Но не забывайте и про выходные дни – ребенок также является полноценной личностью, имеющей право на отдых. Вы же не хотите работать без выходных?

На вторую половину дня планируйте отдых и развлечения ребенка. Но не забудьте оставить одно – два ответственных поручения. Таким образом вы смоделируете ситуацию с необходимостью выполнять домашние задания. И, разумеется, не забывайте о своевременном отхождении ко сну ребенка – в противном случае пробуждение по утрам станет тяжелым испытанием как для вас, родителей, так и для ваших детей.

Как разобраться в школьных проблемах? Они так многообразны, что порой это трудно сделать даже специалисту. Еще сложнее — учителю. Часто не хватает терпения и понимания родителям. Но больше всего страдает от них ребенок!

Иногда все начинается, казалось бы, с незначительных вещей; медленный темп работы, трудности в запоминании букв, неумение сосредоточиться. Что-то списывают на возраст — дескать, не привык, еще маленький; что-то — на недостатки воспитания; что-то — на нежелание работать. А ведь в этот момент трудности еще относительно просто обнаружить, они достаточно легко поддаются исправлению. Но потом проблемы нарастают как снежный ком — одна трудность тянет за собой другую, образуя страшный и порочный круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребенка, что трудности «переползают» с одного предмета на другой.

Ребенок сдается: начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все свои старания — бесполезными. Психологи убеждены: результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится». Раз «никогда», то стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: «Ну какой же ты бестолковый!» — только «подливает масло в огонь». И не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребенку порой больше громких слов.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?